Рекомендации родителям, как быстро и правильно научить чтению ребенка

Содержание:

Читаем предложениями

Освоив чтение слов, переходите к предложениям, а затем к небольшим текстам. Есть специальные издания для начинающих читать детей

Важно, чтобы чтение доставляло удовольствие ребенку, было сложным, но выполнимым

Какие трудности чаще всего возникают на этом этапе?

Звукослияние. Если ребенок произносит каждый звук по отдельности, но слитно произнести не получается, нарисуйте дорожку, по краям напишите две буквы слога. Поставьте пальчик ребенка на первый звук, тяните его, пока «бежите» по дорожке до второго. Протяните вместе с ребенком звуки, покажите, как они сливаются в слово.

Регрессии. Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Чтобы не сформировать привычку несколько раз прочитывать и проговаривать слово, внимательно наблюдайте, как читает ребенок. Не торопитесь переходить от слогового чтения к чтению словами, иначе ребенок привыкнет сначала читать про себя по слогам, а затем вслух прочитывать целым словом.

Антиципация. Так называется смысловая догадка, умение предполагать логику текста. Очень полезное умение, но на первых этапах обучения чтению приводит к ошибкам. Ребенок, торопясь прочитать слово и получить одобрение, «опускает» окончания, прочитав только первый слог, «додумывает» слово. Чтобы преодолеть такие ошибки, предложите игры со словами, например, почитать «тарабарские» стихи — набор рифмующихся сочетаний звуков. И вновь не «подгоняйте» ребенка в овладении навыком чтения. Это длительный и сложный процесс.

Старайтесь сразу ориентировать ребенка на осмысленное чтение. Перед чтением рассмотрите иллюстрации, прочитайте заголовок, предположите, о чем этот текст, задайте вопросы. Во время чтения задавайте уточняющие вопросы на понимание уже прочитанного, проясняйте значение новых слов. После прочтения обсудите, о ком прочитали, что он/она делают. Нарисуйте, разыграйте прочитанные истории.

Для преодоления медленного чтения развивайте у ребенка память, внимание. Играйте со словами и в слова, расширяйте словарный запас

Успешность обучения чтению определяется развитостью мышления, памяти и речи, сформированной мотивацией.

Обучение в игровой форме: плюсы и минусы

Обучение ребенка чтению в 5-6 лет, построенное в игровой форме, имеет массу положительных сторон. Эффективность уроков можно объяснить возрастными особенностями старших дошколят, повышенным уровнем любопытства ко всему новому и яркому.

Преимущества метода:

  • Ребенок не устает, не теряет интерес в процессе получения новой информации.
  • Каждый урок можно выстраивать по индивидуальному плану, выбирая разноплановые задания из богатой картотеки.
  • Дошкольник принимает непосредственное участие в создании раздаточного и демонстрационного материала к уроку. Например, рисует буквы, лепит или вырезает из бумаги для аппликации.
  • Чтение не выдвигается на первый главный план урока. Буквы, слоги, слова познаются ребенком исподволь.
  • Ребенок на игровых уроках развивается интеллектуально, творчески, психологически.
  • Детский коллектив сплачивается.
  • Если урок проводится в группе, можно делать упор на соревновательный момент в играх. У детей появляется желание успевать, читать и учиться лучше других.

Недостатки метода:

  • У педагога могут возникнуть проблемы с дисциплиной. Возбужденные дети часто заигрываются, не слышат наставления учителя, родителя.
  • Игры, головоломки отнимают много времени.
  • Переход к традиционным способам подачи нужной для обучения чтению информации воспринимается дошкольниками с трудом, требуется время для переключения внимания.

Перед началом курса обучения чтению составьте примерный план работы, программу на 6 месяцев или год:

  1. Начните с изучения и запоминания букв. В качестве помощника используйте методику кубиков Зайцева.
  2. Автоматизируйте их поиск, называние. Делайте поделки из пластилина, разукрашивайте буквенные символы, подбирайте слова на один звук.
  3. Постепенно соединяйте звуки в слоги, предлагайте ребенку составлять простые слова самостоятельно, искать их на картинках, писать. Играйте в чтение слогов, поиск букв, ассоциации. Это помогает слиянию звуков.
  4. Читайте слова отдельно друг от друга и в маленьких предложениях. На этом этапе используйте задания с поиском названий для картинок, разгадывание ребусов, кроссвордов.
  5. Пробуйте прочитывать небольшие тексты. На начальном этапе подбирайте в картотеке рассказы для чтения с мамой вместе, с картинками вместо слов. Задачу усложняйте постепенно. В помощь возьмите букварь Жуковой.

С какого возраста можно начинать обучать детей чтению?

Трудно сказать однозначно, в каком именно возрасте стоит начинать обучение ребенка чтению, поскольку это зависит от его индивидуальных особенностей. Поэтому с этим должен определиться и ребенок, и взрослый, проанализировав особенности развития конкретного ребенка.

В целом методика обучения чтению рассчитана на четырехлетних детей, то есть количество объектов на странице, величина букв, уровень сложности заданий, предлагаемые виды деятельности, темп выполнения заданий выстраивались с учетом возрастных особенностей детей именно этого возраста.

Однако двенадцатилетняя практика внедрения авторской методики свидетельствует о том, что предлагаемые задания посильные и интересные для трехлетних малышей, поэтому можно начинать учиться читать в трехлетнем возрасте (при желании ребенка), однако выполнять задачи стоит в два раза более медленном темпе и с большей помощью взрослого.

Нередко по предлагаемым пособиям начинали учиться читать пятилетние малыши, им интересно было выполнять задания, однако, по сравнению с четырехлетними детьми, они делали это в гораздо более быстром темпе.

Такая ситуация объясняется психологическими особенностями детей трех, четырех и пяти лет: разной скоростью протекания мыслительных реакций, разным уровнем сформированности мелкой моторики, разным уровнем сформированности навыков выполнения действий, различными познавательными потребностями и тому подобное.

Простые советы родителям

Какую из предложенных методик вы бы ни выбрали, главное, не перегружать информацией малыша. Объясняйте материал четко и лаконично, чтобы ему было понятно

При обучении родители должны обращать внимание на индивидуальные качества своего малыша, ни в коем случае не спешить обучать его чтению, если он пока не готов к этому. От того, как родители правильно научат ребенка читать, напрямую зависит, вырастет ли из него грамотный читатель

Любовь к чтению и книгам начинается с родителей, поэтому они должны показывать личный пример.

Читайте с детьми с первого года жизни

Ни в коем случае не стоит сравнивать успехи своего крохи с результатами других детей. Здесь все индивидуально, зависит от личных качеств и систематических действий родителей. Не стоит изобретать волшебные способы обучения чтению, торопить события, всему свое время, если малыш пока не готов к обучению, лучше повременить с этим.

Здесь главное , что нужно, – это запастись терпением и пониманием того, что ваш малыш – индивидуальность, которую нельзя ни с кем сравнивать. Научить ребенка чтению в раннем возрасте – это реально, тут все зависит от желания родителей и готовности малыша к обучению.

Метод целых слов

Метод обучения целыми словами (его еще называют «глобальное чтение») в нашей стране часто связывают с именем Глена Домана, хотя метод этот в Западной Европе применялся испокон веков, задолго до Домана. Доман всего лишь предложил обучать этим классическим методом детишек с самых первых дней от рождения, считая, что этим закладывается база к ускоренному интеллектуальному развитию ребенка. Так как глаза новорожденного младенца не различают никаких цветов, кроме красного, Доман предложил показывать малышам слова, напечатанные ярко-красным шрифтом — именно в этом заключается новшество Домана. Приходится признать, что идея раннего интеллектуального форсирования у многих специалистов вызывает большой скепсис. Как признает сам Глен Доман, примерно до четырехлетнего возраста дети хоть и оказываются способны визуально узнавать сотни заученных слов, однако с чтением новых слов всё-таки не справляются.

На этом мы заканчиваем обзор основных методов обучения чтению. Надеемся, что эта информация окажется кому-то полезной. Необходимо еще сказать, что на сегодняшний день по каждому из названных методов разработаны десятки, даже сотни авторских методик. Все они имеют какую-нибудь собственную прелесть, свои достоинства и свои недостатки. Некоторые авторы соединили в своих методиках элементы и принципы разных методов — иногда логично, иногда нет. Перечислить и проанализировать их все в объемах данной статьи, конечно же, невозможно. Родители должны сами сориентироваться, какое из направлений они желают выбрать, или какие из методик могут удачно дополнить друг друга. Мы желаем вашим детям полезных и успешных занятий!

Аналитико-синтетический метод

Профессиональные педагоги в России от буквосослагательного метода отказались еще в XIX веке, и в годы советской власти повсеместно перешли к использованию аналитико-синтетического метода, который был разработан К.Д.Ушинским еще до революции.

За прошедшие 150 лет метод этот претерпел многие изменения и дополнения, но основные принципы его сохранились до наших дней. Суть аналитико-синтетического метода состоит в том, что еще перед знакомством с буквами дети сначала учатся делить устные слова на слоги, затем делят слоги на фонемы, затем заучивают наизусть, какие фонемы являются гласными или согласными, твердыми или мягкими, звонкими или глухими, затем учатся из красненьких-синеньких-зелененьких фишечек составлять схемы слов, и только потом переходят непосредственно к чтению и к письму. Такая последовательность обучения предполагает, что у ребенка постепенно развивается так называемый «фонематический слух», обеспечивающий в дальнейшем грамотное письмо.

Критики фонемо-буквенного анализа утверждают, однако, что фонема (в отличие от реального звука) является абстрактной величиной, которую невозможно ни произнести, ни услышать. А это значит, что фонематического слуха в принципе не бывает и быть не может, и потому «развивать» его невозможно. Под самим понятием «фонематический слух» подразумевается вовсе не умение ребенка слышать отдельные фонемы, а способность ребенка логически абстрагироваться и не обращать внимания на различные звуковые нюансы. То есть, другими словами, понятие «фонематический слух» предполагает умение ребенка не слышать разницу между похожими (но при этом неодинаковыми) звуками. Маленькие дети к такому абстрагированию оказываются неспособны, и потому аналитико-синтетический метод у многих детей встречает полное непонимание до пяти-шести-семи лет, а иногда и до восьми-девяти.

В советские годы аналитико-синтетический метод был единственным методом, разрешенным к применению. Подготовленность ребенка к школе определялась вовсе не умением читать, а знанием наизусть, какие буквы являются гласными или согласными. Требование это сохранилось и в наши дни. Поэтому родители, готовящие ребенка к поступлению в первый класс, обязаны учитывать этот момент, и обязаны еще в дошкольные годы познакомить малыша с теоретическими понятиями. Несмотря на все трудности, это та ступень, которую ребенок должен преодолеть еще до школы. Таковы требования современной образовательной системы.

Советы родителям

Методика профессионального обучения детей скорочтению, а также полная система обучения в домашних условиях представлена в книгах. Возьмите себе на заметку несколько пособий из перечисленных ниже:

Среди эффективных рекомендаций по проведению занятий можно выделить следующие:

  • Не тратьте время на чтение большого текста, лучше обработать пару маленьких отрывков в хорошем темпе.
  • Делайте перерывы между занятиями, если они короткие.  Например, для первоклассников выбирайте такую схему: читать 3 раза в день по 7-10 минут, через каждые 2-3 часа.
  • Начинайте с простых тестов.
  • Перед началом обучения скорочтению автоматизируйте звуки, восприятие слогов. Можно воспользоваться слоговой таблицей. Ее читают по вертикали, горизонтали, диагонали. Скачайте в интернете понравившийся вариант или воспользуйтесь этим.
  • Как разминку используйте артикуляционную гимнастику на каждом уроке.
  • Для первоклассников или дошколят пользуйтесь яркой литературой, с картинками, красочными иллюстрациями, чтобы развить интерес к урокам.
  • Автоматизируйте чтение частотных слов. Для этого подходят карточки Домана-Маниченко. Их можно использовать с младенческого возраста. Метод основан на фотопамяти.
  • Вместо строгих систем работы используйте игры, хоровое чтение, обработку текста в парах.
  • Контролируйте технику чтения регулярно, записывайте в дневник.
  • Ведите тетрадь успехов. Хвалите малыша за малейший успех, чтобы не отбить желание заниматься.
  • Занимайтесь чтением вместе, покажите положительный пример.
  • Предоставить ребенку время читать самостоятельно, без вашего контроля. Это повысит ответственность, самооценку.

Скорочтение для детей может стать спасательным кругом. С помощью упражнений на развитие памяти, внимания, поля зрения ребенок улучшает массу психических свойств. А это помогает осваивать школьную программу, быть успешным и уважаемым среди одноклассников и учителей.

Научить малыша читать быстро кажется сложно только на первый взгляд. Успеха можно добиться даже в домашних условиях, если использовать специализированную методическую литературу, не отступать при появлении сложностей, отсутствии заметного прогресса. Через пару месяцев упорного труда вы точно заметите результат своей работы.

Книги по теме

Без книг, сборников с текстами при обучении чтению в домашних условиях никак не обойтись

Обратите внимание на следующую подборку полезных пособий

Федины Ольга и Сергей «Как научить ребенка читать»

Учебник для дошкольников с 4–-5 лет. Авторы методики взяли за основу слоговой метод, который, по мнению родителей, является самым эффективным, легким способом обучения чтению. К книге прилагаются полезные советы по проведению занятий, уроки разбиты на блоки, каждый сопровождается яркими картинками.

Узорова О. В., Нефедова Е. А. «100 познавательных текстов для обучения детей чтению»

Сборник текстов подходит для подготовки шестилетних–семилетних детей к школе. Учебный материал сопровождается занимательными заданиями, упражнениями для развития кругозора, памяти, внимания, мелкой моторики. Для удобства чтения слова в тексте поделены вертикальными чертами на слоги. Небольшие рассказы посвящены животному миру, рыбам. В начале или в конце текста есть раскраски.

Баранова Е. Е., Разумовская О. К. «Как научить вашего ребенка читать»

Сборник заданий подойдет детям с 4–5 лет. Авторы используют слоговой метод обучения чтению, предлагают детям играть в паровозик с буквами. Нужно самостоятельно вырезать бумажную игрушку из книги, посадить в нее карточки с буквами и играть в слоги. Занятия проходят в игровой форме, поэтому информация запоминается быстро, легко.

Жукова Н. С. «Букварь»

Учебное пособие построено на традиционной послоговой методике чтения. Приступать к урокам можно без знания звуков, букв. Изучение алфавита идет параллельно формированию навыка складывать буквы в слоги. Книга написана крупным шрифтом, иллюстрирована яркими картинками. Букварь Жуковой рекомендован Минобром РФ, используется в детских садах, развивающих центрах более 10 лет.

Когда лучше всего начать обучение ребенка азам чтения?

Некоторые методики предполагают начало обучения с 1-го года

Прежде всего, нужно выбрать идеальный возрастной период для этого.

Большинство современных педагогов считает, что оптимальный возраст для научения ребенка чтению – 5 лет.

Однако, учитывая индивидуальные отличия, присущие каждому ребенку, необходимо обращать внимание на целый ряд критериев, выдающих готовность ребенка воспринимать эти уроки. В первую очередь, к ним относятся:

  • Развитый фонематический слух. Об уровне сформированности этого свойства говорит умение ребенка различать и распознавать первый, последний и некоторые другие звуки в словах.
  • Достаточный уровень развития речи. Ребенок должен обладать хорошим словарным запасом; его речь должна состоять из распространенных предложений. Он также должен уметь составлять связные рассказы.
  • Наличие навыков пространственно-временной ориентации. Наличие четкого понимания понятий «верх», «низ», «право», «лево».
  • Отсутствие у детей логопедических проблем. Правильное произношение звуков, грамотный ритм, мелодика и темп речи. Ребенок должен легко произносить слова и целые фразы, не сталкиваясь с трудностями в произношении.

Чем лучше развит ребенок, тем скорее он научится читать

Если ребенок демонстрирует наличие всех этих качеств и сформированность навыков, можно говорить о том, что он готов учиться читать. На сегодняшний день педагогами всего мира разрабатываются и используются на практике все новые и новые методики развития навыков чтения. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Обучение ребенка чтению на занятиях

Занятия можно проводить как групповые, так и индивидуальные. Если вы работаете с группой детей, удобнее, когда их меньше в группе. Оптимальной для работы в группе количество детей может колебаться от 10 до 15 человек.

Если количество детей в группе большая, стоит проводить обучение ребенка чтению подгруппами

Такой подход обусловлен необходимостью уделить внимание каждому ребенку во время выполнения задания, а чем больше детей, тем труднее это сделать педагогу

Обучение ребенка чтению, надо учитывая их индивидуальные особенности: возраст ребенка, его физическое и психическое состояние, наклонности, интересы, желания.

Обычно четырехлетние малыши справляются с изучением одной буквы (и выполнением соответствующих задач) в течение недели.

Вполне понятно, что пятилетние дети выполняют предлагаемые задания и учатся самостоятельно читать значительно быстрее. Если вы начали обучение ребенка чтению раньше, чем в 4 года, темп усвоения учебного должен быть значительно более медленным: изучение одной буквы (и выполнения соответствующих задач) должно осуществляться в течение полутора или двух недель.

Методика Бахтиной

Подходит для детей раннего возраста (с 3-4 лет), которые освоили метод беглого узнавания букв. Обучение по Бахтиной основывается на сочетаниях одной гласной с разными согласными. Например, сегодня вы знакомите ребенка с тем, как буква А подружилась с согласной М. Читаем МА, затем с Г — ГА и так далее. Для одного дня достаточно пары согласных. На следующем уроке действуйте по такой же схеме, не забывая повторить материал прошлого занятия.

Через 5-7 уроков, можно складывать простые слова из знакомых букв: МА-МА, ПА-ПА, НО-ГА. Сложные гласные (Е, Ю, Я, Ё) оставляйте на последние уроки. Их читать лучше с шипящими.

Для уроков используйте самодельные карточки или купите демонстрационный материал в магазине. Практикуйте каждый день, но ориентируйтесь на индивидуальный темп приобретения навыка чтения малышом.

Как формируется ребенок. Общая информация

Здесь, как и следует понимать, мы представим лишь общую информацию, т.к. ее будет вполне достаточно.

Итак, начиная с ранних сроков беременности и заканчивая трехлетним возрастом, формируется первый функциональный блок головного мозга малыша, отвечающий за его телесное, познавательное и эмоциональное восприятие.

С трех до пяти-восьми лет происходит формирование второго функционального блока головного мозга, управляющего пятью чувствами – осязанием, вкусом, обонянием, слухом и зрением.

Что же касается сознательной психической деятельности, то она развивается в период примерно от семи до пятнадцати лет.

Следует иметь в виду, что формирование функциональных блоков мозга – процесс последовательный. Любая попытка родителя «проскочить» какой-либо этап отрицательно сказывается на заложенном природой развитии ребенка, т.к. в него вносятся неестественные «коррективы». Коварность же последствий состоит в том, что, вполне вероятно, сказываться они будут не сразу, а по прошествии лет. Впоследствии у уже повзрослевшего ребенка могут появиться проблемы, выражающиеся не только в речевых нарушениях, неврозах, двигательных сбоях и т.п., но и в трудностях во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Исходя из этого, начинать учить ребенка читать нужно в определенное время.

Ознакомление детей с буквами и слогами

Ознакомление детей с буквами и слогами сопровождается иллюстративным материалом, использование которого позволяет параллельно апеллировать к обоим полушариям головного мозга, а значит органично соединить логическое и ассоциативно-образное мышление ребенка в восприятии нового.

Кроме того, работа с рисунками способствует расширению представлений детей об окружающем мире и обогащению их словарного запаса.

Важным является привлечение детей к разнообразным видам деятельности (рисование, вырезание, пение, танцы, конструирование, лепка, передвижение в пространстве и тому подобное), которые являются необходимыми для дошкольников.

Постоянное выполнение игровых заданий способствует как формированию навыков чтения, так и разностороннему развитию ребенка.

Учимся понимать смысл целого текста

Данным этапом завершается традиционная методика обучения дошкольников. Теперь пришло время научиться синхронно понимать смысл всего, что читает ребенок. Для этого необходимо достаточно много времени, поэтому родителям следует запастись терпением и не требовать от малыша слишком многого. Осмысливание содержания — процесс длительный и сложный.

Порой ребенок в состоянии абсолютно правильно прочитать каждое из слов предложения, но не может осознать его значение

Это происходит из-за наличия во фразе сложного сочетания, которое в полной мере завладело всем вниманием малыша. А иногда дошкольник просто не в состоянии удерживать в сознании все части предложения одновременно, чтобы сформировать его смысл

Победить эту трудность можно с помощью многократного перечитывания данного текста.

Другой сложностью являются попытки угадать значение предложения по первой ассоциации. А другие дети начинают постоянно пропускать или заменять буквы в словах. Это связано с тем, что дошкольник воспринимает какой-нибудь общий образ слова, применяя его и для прочих похожих языковых единиц.

Не следует заставлять ребенка раз за разом перечитывать один текст снова и снова. Это формирует неправильную ассоциативную цепочку, создавая агрессивно-негативное отношение малыша к данному процессу.

Важно тщательно прорабатывать каждый этап. От этого напрямую зависит то, каким образом ребенок в будущем будет читать и насколько грамотно писать

Обучение по карточкам Домана

Авторская методика, выработанная Гленном Доманом, предназначается для раннего развития малыша – с 3 месяцев. Также встречаются названия «whole-word», «look-say», поскольку способ строится на заучивании слов целиком.

Ребенку много раз показывают блоки из 5 карточек, на которых нанесены слова крупными красными буквами (на начальном этапе), быстро сменяя их. Написанное четко проговаривается. Все начинается с существительных, добавляются глаголы, словосочетания, предложения.

Результатом должно стать запоминание вида слов, наполнение словаря. Постепенно малыш соотносит написание и произношение, понимает суть строения из отдельных букв, учится читать тексты по словам.

Положительные стороны методики:

  • развитие памяти, внимания, органов чувств;
  • обучение проводится в форме общения с родителями;
  • скорость чтения сразу на отличном уровне.

Отрицательные стороны методики:

  • необходимость подготовки большого количества материала, разработки расписания и очередности показов;
  • способ не совсем подходит для русской речи, он не предусматривает, например, склонение по падежам;
  • возникают трудности с разделением на буквы, грамотным письмом;
  • результат виден гораздо позднее начала обучения, и какое-то время возможен перекос в виде неспособности распознать знакомое слово, показанное не в привычном виде;
  • бывают случаи, когда ребенок не интересуется карточками, что вынуждает изобретать различные способы привлечения внимания.

Складовый метод, кубики Зайцева

Складовый метод базируется на идее, что мельчайшим элементом чтения является не отдельная буква и не ритмический слог, а короткий звуковой склад (в педагогической литературе звуковой склад чаще называют «слог-слияние» или «открытый слог»). В складовом методе ребенок должен заучивать не только отдельно «Б» и отдельно «А», но также сразу и слитный звуковой склад «БА» — проблема слияния отпадает сама собой, а вместе с этим отпадает и долгий подготовительный этап, присущий аналитико-синтетическому методу.

Николай Зайцев, первым предложивший складовый метод обучения, заменил абстрактные теоретические понятия более понятными ребенку образами в виде «золотых», «железных» и «деревянных» кубиков большой и маленькой величины, и с самого первого занятия погрузил детишек в подвижный, деятельный процесс составления слов. Недостатком кубиков Зайцева можно считать то, что первое время слова по кубикам составляют и читают вовсе не дети, а педагог, дети же лишь наблюдают за педагогом и повторяют его действия. Если педагог достаточно артистичен и азартен, то дети легко заражаются им, и в дальнейшем обучение превращается в очень веселую игру, полную многих развивающих моментов. У педагогов, не имеющих «игручего» характера, в применении кубиков возникают серьезные трудности.

Продолжением идеи Н.Зайцева можно считать разработки Льва Штернберга — «Звуковой метод» и «Ребус-метод», также опирающиеся на складовый принцип. В электронной игре «Звуковой метод» ребенок просто нажимает мышкой на кнопочки с буквами «МА», «ЛИ, «НА», а компьютер голосом сообщает ребенку названия данных звуков. Нажимая на кнопки в правильной последовательности, ребенок слышит правильные слова. Задача ребенка в этой игре — понять смысл произнесенного слова (компьютер произносит склады без ударения) и правильно соединить это слово с соответствующей сюжетной картинкой. При такой системе ребенок способен с первой же минуты обучаться чтению совсем без помощи взрослого, выполняя все нехитрые действия самостоятельно.

Недостатком «Звукового метода» можно считать полное отсутствие коммуникации между ребенком и взрослым, а также невозможность применять эту методику в групповых занятиях (вероятно, это станет возможным с использованием большой интерактивной доски). Данный недостаток с лихвой компенсирует «Ребус-метод», в котором на начальном этапе обучения применяются не буквы, а складовые картинки-пиктограммы. Особенность «Ребус-метода» заключается в возможности устной игры, полностью имитирующей всю механику поскладового чтения, что оказывается очень удобным как в индивидуальных, так и в групповых занятиях.

Общим минусом игр Л.Штернберга можно считать полное отсутствие теоретической классификации букв, то есть отсутствие деления букв на гласные, слогласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие. Обучившись чтению по «Ребус-методу» или по «Звуковому методу», ребенок еще обязан ознакомится с теорией, а значит продолжить изучение грамматики с использованием иных материалов.

В английском, немецком и французском языках прочтение многих букв неразрывно связано с типом слога, в который эта буква входит. В этих языках без учета соседних букв невозможно сказать, как та или иная буква прочитывается. Поэтому обучение чтению методом целых слов можно было бы смело назвать «методом целых слогов», ибо в нем исконно используются не какие попало слова разной длины, а только те слова, которые состоят из одного слога. В русском варианте такими можно было бы назвать, например, слова «тук», «так», «ток», «кот», «кто», «кит», «тик», «тюк», «тот», «тут», или «сыр», «сын», «сон», «сор», «сок», «сук», «суп», «суд», или «стон», «стоп», «стол», «стул», «стал», «встал», «устал», «сталь», «стиль» — такие слова удобно сравнивать на слух и визуально, и выявлять при этом, какие звуки и какие буквы их отличают. То есть по своей технологии западноевропейский метод целых слов является аналогом российского аналитико-синтетического метода — ребенок сначала знакомится со слогами, затем учится делить слоги на буквы, затем учит наизусть согласно-гласную классификацию букв, а затем приступает к составлению из букв новых слов. Единственное различие этих двух методов — в аналитико-синтетическом методе упор идет на слух ребенка, а метод целых слов-слогов опирается в основном на зрительное восприятие.

Несколько слов о правильном обучении чтению

Представленный вопрос волнует, пожалуй, каждого родителя. И первым ответом на него станет традиционная методика, сводящаяся к ежедневному выполнению монотонных занятий по чтению букваря. Но такой вариант не очень эффективен, ведь практически всегда ребенку становится скучно, он быстро устает и утомляется. Плюс к этому он совсем не учится вдумчивому чтению. Конечно же, малыш будет осваивать некоторые навыки и знания, но назвать это хорошим способом чувственно-эмоционального развития, познания окружающего мира и своего места в нем можно с большой натяжкой

Чтобы процесс стал увлекательным и творческим, чтобы он вызывал у ребенка интерес, чтобы навык чтения осваивался эффективно, нужно использовать иные методы (таким методам мы посвятили отдельные уроки нашего курса, и пока мы не будем заострять на них внимание)

Прежде чем приступать к обучению чтению и применению каких-либо методов, в обязательном порядке нужно изучить основные правила, на которые следует опираться в своей деятельности. Их можно назвать основой всего этого процесса. Небольшие отклонения хотя и допускаются, но все же рекомендуется придерживаться всех правил, иначе навык чтения будет осваиваться ребенком менее эффективно, допускать чего ни в коем случае нельзя.

Типичные ошибки родителей, которые мешают обучению

При обучении дошкольника чтению родители часто совершают распространённые ошибки, которые тормозят процесс или потом создают у ребёнка проблемы в школе:

  1. Не разграничивают понятие буквы и звука (например, говорят звук МЭ).
  2. Заставляют заниматься через силу. Ведь если малыш не в настроении, толку от обучения не будет.
  3. Занимаются на систематически, а от случая к случаю. Результат не будет: упражняться нужно хотя бы по 15 минут, но каждый день.
  4. Комбинируют разные методики, к примеру, кубики Зайцева и карточки Домана. На самом деле выбирать конкретный метод нужно в зависимости от интересов, темперамента малыша. К примеру, спокойному ребёнку больше подойдёт букварь или «Складушки» Воскобовича. А вот непоседу увлечёт система Монтессори, кубики Зайцева, Чаплыгина.
  5. Взрослый превращает занятие в школьный урок — усаживает ребёнка за парту, а сами принимает на себя роль учителя. Это неправильно: обучать дошкольника нужно только в форме игры, общаясь с ним на равных.

Некоторые родители превращают занятия чтением в нудный школьный урок, изображая из себя учителя

Рекомендации педагогов при обучении детей алфавиту

Отметим общие рекомендации, о которых говорит большинство педагогов при обучении алфавиту:

Advertisement

Ребенку следует выбирать книгу для чтения самому;
Малышу нужно самостоятельно перелистывать страницы;
Рассматривайте картинки в книжке вместе и обсуждайте их;
Размышляйте вместе над прочитанным, предлагайте ребенку пересказывать сказки или истории;
Не заставляйте малыша учить буквы, проводите занятия в игровой форме, вызывая интерес. Если его нет, значит заниматься рано, повторите попытку спустя какое-то время;
Выбирайте игры, которые будут интересны ребенку. Занятия должны вызывать положительные эмоции, от этого зависит общая грамотность малыша, развитие его речи, интерес к наукам;
Начинать изучение букв от простых и наиболее употребляемых (вначале – гласных, затем — согласных) к сложным и редко встречающимся в текстах

Обратите внимание на то, что следует учить звуки, а не буквы (Н, а не «ЭН»);
Изучение 1 буквы за 2 дня – достаточный темп для малыша. Вы можете рассказывать малышу, что вам напоминает изображение буквы, с чем ассоциируется, найти и прочесть стих о ней или послушать песенку

Выкладывайте буковки из бусинок, спичек, изюминок, ягод, камешков, листиков, ракушек, пуговиц и других мелких предметов;
Начинайте занятия с 5-10 минут, доводя их до 15 минут в 3-хлетнем и до получаса – в 5-тилетнем возрасте (можно устраивать перерыв — не более 3-5 минут);
Закрепление результата – важный этап, не стоит его пропускать. Чтобы не забыть букву, которую малыш выучил на прошлом уроке, следует начинать занятие с повторения пройденного. Просите ребенка назвать предметы в окружающей обстановке, которые начинаются на определенную букву, он может также нарисовать их. Используйте карточки — наклеивайте на них изображения предметов, вырезанные из бумаги, кусочков ткани, нарисованные пластилином;
Очень полезно создание авторского букваря. Рисуйте букву или вырезайте её из цветной бумаги, изображайте предмет, начинающийся на эту букву, создавая страничку в альбоме. Следует подключать тактильные впечатления к визуальным, изготавливайте буквы из материалов различной текстуры, пусть малыш водит по ним пальчиком;
Практикуйтесь в составлении слогов из кубиков, магнитов или конструктора. Малыш должен осознать, что из звуков формируются слоги, а затем и слова;
Обращайте внимание на вывески на магазинах, читайте их, просите малыша повторить;
Наполняйте пространство вокруг кубиками, магнитами, конструкторами, раскрасками с большими буквами, азбуками. Цветовое оформление должно быть ярким, но не в едких оттенках. Лепите буковки из пластилина и соленого теста, рисуйте их на песке, выкладывайте аппликации из макаронин или круп. Если занятия будут регулярными, успех не замедлит прийти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector